Тридцать лет забвения: Как чернобыльцы оказались на грани выживания

Хватит заниматься очковтирательством. Давайте, наконец, признаем реальные проблемы и попробуем хоть раз прийти к некоему консенсусу. Ведь если сегодня государство не пойдет навстречу чернобыльцам, не услышит их голос о помощи, то уже завтра тысячи этих людей будут под стенами ВР

О Чернобыльской катастрофе обычно вспоминают во время очередной годовщины. Однако ликвидаторы этой страшной по своим масштабам и последствиям трагедии соревнуются за право на достойную жизнь ежедневно вот уже на протяжении последних 30 лет. К сожалению, они в этой борьбе очень часто одиноки, ведь государство, кроме поздравительных открыток, не гарантирует им должной поддержки и социальной защиты.

На сегодня 1,9 млн человек оказались на грани выживания. Все они - пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы. Среди них - 108 тыс. инвалидов и свыше 418 тыс. пострадавших детей.

По данным организации "Союз Чернобыль", из 600 тыс. ликвидаторов 10% умерли и 165 тыс. стали инвалидами. При этом число пострадавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно.

Из года в год состояние людей ухудшается. В отдельных полесских районах, как утверждают специалисты, вообще не осталось здоровых детей. Среди женщин, которые в 1986-1987 гг. принимали участие в работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, уровень заболеваемости раком молочной железы в 1,6 раза выше, чем средний по стране.

Однако мало только говорить о проблеме. Нужно предлагать пути ее решения.

В первую очередь необходимо изменить ситуацию с законодательным совершенствованием системы пенсионного обеспечения чернобыльцев, урегулировать вопросы возобновления финансирования программы по обеспечению их жильем, повышения размеров денежной компенсации стоимости продуктов питания и размеров ежегодной помощи на оздоровление.

Также важным является обеспечение бесплатными лекарствами и питанием пострадавших детей, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях.

На реализацию в полном объеме положений Закона "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы" требуется более 80 млрд грн.

Вместо этого в бюджете 2017 года Министерством социальной политики предусмотрены расходы на социальную защиту пострадавших граждан в общем объеме 1,9 млрд грн.

Стоит заметить, что закон, который призван гарантировать социальную защиту чернобыльцев, меняли 53 раза! И все только в сторону ухудшения. У людей забрали все надбавки. Сегодня все, что им остается, - это сражаться с системой в судах, пытаясь восстановить хоть какую-то справедливость. Эта борьба, как показывает практика, длится годами. К сожалению, во многих случаях она не увенчивается успехом.

Уравниловка в действии

Вопрос надлежащего пенсионного обеспечения чернобыльцев является болезненным для всех. Ведь люди пожертвовали своей жизнью ради спасения других. Взамен же государство не смогло даже обеспечить им достойную старость. За тридцать лет размер пенсий для чернобыльцев постоянно меняли.

Например, с 1993 по 2007 гг. первая группа получала десять минимальных пенсий по возрасту. Вторая группа – восемь. Третья – шесть. Постепенно размер пенсии уменьшали.

С 2014 года по настоящее время пенсия начисляется по постановлению Кабмина № 1210 по формуле, где за основу берется средняя зарплата за 2006 год. Никто не учел нынешнюю экономическую ситуацию.

Бюрократы-математики

Не менее интересна ситуация с начислением надбавки на питание. Это еще один важный вектор работы – изменить ее фиксированный размер.

В свое время помощь на питание превышала даже самую пенсию. Если последняя, например, была 1400 грн, то надбавка на питание достигала и 2000 грн.

Однако с 2006 года чернобыльцам все эти надбавки "урезали". Решили выплачивать ежемесячную помощь на питание в размере 400 грн для первой категории пострадавших и 200 грн - для второй категории.

Фактически чиновники предлагают людям выживать. Ведь что такое 400 грн с нынешними ценами на продукты? Как за эти средства можно себя прокормить? Видимо, в правительстве есть ответ на этот вопрос. Были бы рады его услышать.

Поэтому на протяжении нескольких месяцев ведем активную переписку с Кабмином. Вместе с экспертами, которые пытаются помочь чернобыльцам, требуем предоставить формулу, по которой первой и второй категориям чернобыльцев начисляют помощь на питание. Если статистические данные еще реально собрать, то без формулы – никак.

В Кабмине ответили, что они на свой лад определили размер помощи, и на этом дискуссия завершена. Какими законами логики или математики они руководствуются – неизвестно.

Формула, по которой начисляют размер надбавки на питание, – это открытая информация. Предоставьте ее, мы сами все посчитаем. Определим, кто и кому недодает или передает денег. Очевидно, выяснять суть этой "государственной тайны" придется в суде.

Будьте здоровыми

Согласно статье 48 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы", потерпевшим ежегодно выплачивается пособие на оздоровление.

Размеры такой помощи установлены постановлением Кабинета министров Украины от 12.07.2005 г. № 562 "О ежегодной помощи на оздоровление гражданам, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы".

Так, инвалиды первой и второй группы получают 120 грн. Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС второй категории - 100 грн, а инвалиды третьей группы и дети-инвалиды получают 90 грн.

Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС третьей категории, а также каждому ребенку, который потерял вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей, и эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 году, включая детей, государство предлагает помощь - 75 грн.

Эти все выплаты не пересматривались, несмотря на инфляционные факторы, которые на сегодня превысили 400%.

Также с 2015 года значительно сужен круг лиц, которым гарантировано право на санаторно-курортное лечение.

На сегодня такая льгота предоставляется только наиболее незащищенным категориям – инвалидам, причисленным к первой категории, и пострадавшим детям, которым установлена инвалидность.

А вот у второй, самой большой группе чернобыльцев, забрали курортно-санаторное лечение. Объяснение – нет в бюджете денег.

Разумеется, никто не требует каких-то нереальных компенсаций. Но эти люди потеряли свое здоровье, соревнуясь с крупнейшей в мире техногенной катастрофой. Неужели государство оценивает их вклад в 100 грн? Где же здесь логика, где мораль? Или этих слов не хватает в лексиконе власти?

Объяснение "нет в бюджете денег" действует как раздражитель на нервную систему миллионов украинцев. Осточертело наблюдать, как деньги из этого "дырявого бюджета" просто выливаются в неизвестном направлении. Хочется красными буквами на стенах ВР написать: "Меньше надо воровать, господа".

Где найти средства

Счетная палата обнародовала отчет за 2016 год о результатах аудита эффективности использования средств государственного бюджета на санаторно-курортное лечение граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Там говорится, что в течение 2015-2016 годов Минсоцполитики, как главному распорядителю бюджетной программы "Социальная защита граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы" по направлению "Оздоровление граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы", выделялись бюджетные средства в сумме 112 и 123,5 млн грн. Это полностью удовлетворяло потребность.

Эксперты проанализировали, куда на самом деле пошли государственные деньги. По каждому пункту имеем нецелевое использование.

Аудит установил, что в течение 2015–2016 гг., как и в предыдущие годы, пострадавшие дети-инвалиды оздоравливались не более 21 дня, хотя финансовая возможность увеличить этот срок была, учитывая экономию бюджетных средств.

Также в 2015 году и первом полугодии 2016 года Минсоцполитики, органы социальной защиты населения допускали просчеты как в организации учета пострадавших граждан, так и в организации их оздоровления и закупки путевок.

Пострадавшие граждане, отнесенные к первой категории, и дети-инвалиды в 2015 году были обеспечены санаторно-курортным лечением на 80,6% вопреки определенным отчетом об исполнении паспорта 100%. То есть невыполнение составило 19%. Это есть прямое нарушение бюджетного законодательства.

И таких примеров, увы, можно отыскать множество! О чем это свидетельствует? Лишь об одном: хватит заниматься очковтирательством. Давайте, наконец, признаем реальные проблемы и попробуем хоть раз прийти к некоему консенсусу. Ведь если сегодня государство не пойдет навстречу чернобыльцам, не услышит их голос о помощи, то уже завтра тысячи этих людей будут под стенами ВР. И тогда власть не только их услышит, но и почувствует, что такое недовольное гражданское общество в действии.

Владимир Пилипенко, представитель Венецианской комиссии в Украине в 2013-2017 годах

По материалам: 112.ua
Добавлено: 29-03-2017, 14:00
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх