Три летних шага к всеправославному признанию Православной Церкви Украины

Осенью прошлого года (11 октября) Вселенский патриархат отменил решение о временной передаче Москве права рукополагать всенародно избранного Киевского митрополита в связи с несоблюдением условий передачи со стороны Москвы, а также изменением в мировой общественно-политической ситуации, и восстановил Киевскую митрополию под собственным омофором.

Хотя за истекшие триста лет Москва изрядно успела привыкнуть управлять Киевской митрополией, искореняя при этом любые отличия киевской традиции от московской, постепенно сужая права митрополии в случае ослабевания Киева или восстанавливая их в случае усиления. Своим решением Вселенский престол де факто объявил  недействительной анафему митрополиту Филарету (УПЦ КП), провозглашенную Москвой, и, соответственно, признал каноничность совершенных им хиротоний, а также признал каноничность хиротоний УАПЦ. При этом предстоятелю УПЦ (МП) Онуфрию было предложено войти в состав возобновленной Киевской митрополии и выдвинуть свою кандидатуру на пост ее предстоятеля.

15 декабря в Киеве в соборе Святой Софии прошел Объединительный собор, на котором – после рассылки персональных приглашений каждому украинскому епископу – было принято решение о слиянии всех трех православных юрисдикций Украины. Председательствовал на нем специально назначенный экзарх Вселенского престола — митрополит Галльский Эммануил (Адамакис). Таким образом, в состав Киевской митрополии Константинопольского патриархата вошли в полном составе Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат и Украинская Автокефальная Православная Церковь (обе ветви накануне Собора приняли решение о самороспуске). При этом третья ветвь – Украинская Православная Церковь (Московский патриархат) – была представлена всего двумя епископами, которые не представляли большинства. На этом Соборе также был принят Устав, предложенный константинопольскими канонистами, и избран предстоятель новой митрополии – митрополит Киевский Епифаний (Думенко), считавшийся протеже патриарха УПЦ КП Филарета. Последнему на Соборе был присвоен титул «почетный патриарх».

5 января 2019 г. Константинопольский патриарх Варфоломей подписал Томос об автокефалии Киевской митрополии, а на следующий день передал Томос предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию. С этого момента ПЦУ была включена в Диптих (список признанных Церквей) Константинополя.
Восстанавливая Киевскую митрополию и наделяя ее автокефалией, Константинополь руководствовался как единодушным желанием украинского епископата (выраженном в 1991 и 1992 гг.), а также обращением государственных структур – Президента и Парламента (2018 г.), а также территориальным принципом: самостоятельное государство – автокефальная церковь.

Хотя решение Вселенского патриархата как Церкви-Матери для Киевской митрополии является окончательным и не требующим какого-то дополнительного одобрения или утверждения прочими Православными Церквами, Московский патриархат категорически выступает против действий Вселенского патриархата, называя их посягательствами на свою «каноническую территорию».

Следует отметить, что Москва всегда бесцеремонно относилась к чужим каноническим территориям, поглотив, например, Грузинский патриархат (1810), ряд митрополий Константинопольского патриархата (например, Готскую (1786), Бессарабскую (1813), Эстонскую (1940)), Буковинскую митрополию Румынской Православной Церкви (1944), восточные епархии Польской автокефальной Православной Церкви (1939), а также Церковь Чешских земель и Словакии (1948) просто по территориальному принципу – раз эти епархии находятся в составе государства со столицей в Москве, то и подчиняться они должны московскому церковному престолу. Теперь же этот принцип был обращен против нее.

Однако Московский патриархат, осуществляя имперскую политику Кремля, а потому пользуясь его поддержкой, сумел внушить необходимость дополнительной «рецепции» решения Вселенского престола об украинской автокефалии не только прочим поместным церквам, но и части епископата самой ПЦУ. Впрочем, последнее по-человечески понятно: четверть века Москва клеймила сторонников церковной самостоятельности Украины как «безблагодатных раскольников», поэтому они теперь жаждут скорейшего признания всей полнотой мирового Православия, выраженного в документарной форме, а именно, в решениях Синодов всех прочих поместных Церквей.

Шаг первый, непроизвольный – новый раскол Филарета

В середине мая «почетный патриарх» Филарет заявил о нарушении устных договоренностей, гарантировавших ему активное участие в управлении ПЦУ, а 20 июня провел Поместный собор УПЦ КП, в котором кроме самого Филарета принимали участие еще два архиерея из России, тем самым исключив себя из состава ПЦУ. Впрочем, поскольку в 1997 г. Филарету Москвой была объявлена персональная анафема, представители многих поместных Церквей называли именно его фигуру основным препятствием к признанию сначала УПЦ-КП, а потом и ПЦУ, куда он входил. Кроме того, неприятие вызывал и его чрезмерно авторитарный стиль управления. Теперь этого токсичный элемент самоустранился из ПЦУ.

Шаг второй, самостоятельный – создание Румынского викариата

Поскольку в Румынии существует Православный украинский викариат, пользующийся правами автономии и подчиняющийся непосредственно предстоятелю РумПЦ, Синод ПЦУ на своем заседании от 27 июля 2019 г. принял решение о создании симметричной структуры – Православного румынского викариата, также наделенного правом автономии и находящегося в прямом подчинении митрополита Киевского – предстоятеля ПЦУ. Во время разработки статута Викариата предполагается «братское сотрудничество с РумПЦ». Этот шаг – ответ на обеспокоенность судьбой 127 румыноязычных приходов в Северной Буковине, высказанных Синодом РумпПЦ в заявлении от 21 февраля. Вероятно, урегулирование статуса этих приходов ускорит признание ПЦУ Бухарестом.

Шаг третий, взаимный – сослужение с епископом Элладской церкви

На день Крещения Руси – 28 июля – митрополиту Киевскому Епифанию сослужил митрополит Иоанн Ланкадский, представитель Элладской православной церкви, а сослужение в церковной дипломатии рассматривается как признание де факто. Более того, накануне митрополиту Иоанну в самой Греции сослужил епископ ПЦУ Герман. Интересно отметить, что Ланкадская епархия находится в так называемых «новых землях» Греции и ввиду их особого статуса подпадает под юрисдикцию сразу двух поместных Церквей – Вселенской и Греческой.

Ранее Москва истолковывала это двойное подчинение в свою пользу – когда представители Московского патриархата сослужили с епископами «новых земель», у последних выпячивалась их подчиненность Афинам, теперь же трактовка сменилась на прямо противоположную – «новые земли» отнесены к Константинополю.

Как бы то ни было, Собор епископов ЭПЦ собирается всего раз в году – в октябре, когда, вероятно, и будет официальная позиция в отношении ПЦУ. Впрочем, факты сослужения раскрывают, какое именно решение примет Собор.

Напомним, что 29 августа Синод Элладской Церкви принял решения, в которых признает канонические права и привилегии Вселенского патриархата по вопросу предоставления автокефалии, а также привилегию предстоятеля Элладской Церкви на самостоятельное решения вопроса о признании ПЦУ.

Итак, за три летних месяца ПЦУ сделала три важных шага на пути к необязательной для нее, но тем не менее желательной всеправославной рецепции: очистилась от токсичного элемента, удовлетворила пожелания Синода РумПЦ, провела сослужения с представителем уже второй после Константинополя поместной Церкви. Кроме того, автор располагает инсайдерской информацией о готовности епископов некоторых других поместных Церквей вступить в общение с ПЦК до того, как их Синоды выразят официальную позицию. Все это внушает уверенность в том, что до конца года митрополит Киевский Епифаний будет поминаться не только патриархом Варфоломеем, но и еще несколькими предстоятелями.

Церквариум

Добавлено: 29-08-2019, 12:38
0

Похожие публикации


Добавить комментарий

Натисніть на зображення, щоб оновити код, якщо він нерозбірливий

Наверх